Социальная гигиена - организация здравоохранения РФ

Состояние здоровья населения характеризуется следующими показателями:
1. медико-демографические показатели – А. показатели естественного движения населения смертность общая и возрастная;

средняя продолжительность предстоящей жизни (СППЖ);

рождаемость, плодовитость;

естественный прирост населения;

брачность;

возрастно-половая структура населения и другие показатели.

Б. показатели механического движения населения миграция населения – иммиграция, эмиграция и т.д.

2. показатели заболеваемости и распространённости болезней (болезненности);

3. показатели инвалидности и инвалидизации;

4. показатели физического развития населения.

В России в настоящее время наблюдается следующая структура здоровья населения:

20% - 1-я группа, в которую входят практически здоровые люди;

20% - 2-я группа, в которую входят практически здоровые люди с факторами риска;

30% - 3-я группа, в которую входят больные в состоянии компенсации;

30% - 4-я группа, в которую входят больные в состоянии декомпенсации.

Факторы риска здоровья – факторы, не оказывающие непосредственного повреждающего воздействия на организм, однако, способствуют, прямо или косвенно, возникновению заболевания.

По мнению специалистов ВОЗ, выделяют первичные и вторичные большие факторы риска здоровью.

Кроме отдельных факторов риска здоровью следует выделять и так называемые группы риска, т.е. группы населения, более других предрасположенные к различным заболеваниям (дети, старики, мигранты, беременные, одинокие, лица без определённых занятий, лица без определённого места жительства, безработные с девиантным поведением, работающие во вредных производственных условиях и др.

Далее, ещё один из столпов формирования здоровья населения – образ жизни, т.е. определённый, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности людей.

Образ жизни включает в себя:

1. характер активности – интеллектуальная, физическая активность;

2. сферы активности – трудовая, внетрудовая активность;

3. виды (формы) активности – производственная, социальная, культурная, деятельность в быту, медицинская и другие формы активности.

Формирование здорового образа жизни складывается из 1) создания и развития факторов здоровья и 2) преодоления факторов риска.

Создание и развитие факторов здоровья:

1) Высокой трудовой активности, удовлетворённости трудом;

Физического и душевного комфорта, гармонического развития физических и интеллектуальных способностей;

Активной жизненной позиции, социальной активности, социального оптимизма, высокого культурного уровня;

Экологической активности, экологически грамотного поведения, деятельности за оздоровление внешней среды;

Высокой физической активности;

Рационального, сбалансированного питания;

Дружных семейных отношений, устроенности быта;

Высокой медицинской активности;

Преодоление факторов риска:

2) Низкой трудовой активности;

Пассивности, дискомфорта, нейроэмоциональной и психической напряжённости;

Низкой социальной активности, невысокого культурного уровня;

Загрязнения внешней среды, низкой экологической активности;

Низкой физической активности, гиподинамии;

Нерационального, несбалансированного питания;

Потребления алкоголя, курения, наркотических и других токсических веществ;

Напряжённого семейного быта, нездоровых семейных отношений;

Низкой медицинской активности.
 
Социальная гигиена — наука об общественном здоровье населения и здравоохранении, о социальных проблемах медицины. Ее основными задачами являются изучение закономерностей влияния социально-экономических условий, факторов и образа жизни людей на здоровье населения, а также его отдельных групп и теоретическое обоснование эффективной системы государственных и общественных мероприятий, путей и методов, направленных на устранение влияния вредных факторов окружающей среды, обеспечение высокого уровня здоровья всех членов общества, увеличение периода их активного творческого долголетия.

Социальная гигиена — медико-биологическая наука, изучающая влияние разнообразных социальных факторов на состояние здоровья населения.
 
Основной метод социально-гигиенических исследований — статистический. Исследования могут быть направлены на изучение здоровья населения (статистика здоровья) и выявление различных сторон деятельности лечебно-профилактических учреждений и служб здравоохранения (статистика здравоохранения). Кроме того, применяют методы эксперимента и моделирования, анкетирования и др. С помощью этих методов изучают состояние и динамику общественного здоровья в связи с социальными условиями жизни, определяют неблагоприятное, а также оздоравливающее влияние социальных факторов на здоровье населения и его отдельных групп. Результаты исследований используются для разработки научных основ, совершенствования форм и методов организации, повышения качества и эффективности лечебно-профилактической помощи населению и санитарно-противоэпидемических мероприятий. Большое внимание уделяется особенностям организации лечебно-профилактической помощи рабочим промышленных предприятий и сельскому населению. Возрастно-половая специфика отдельных групп населения учитывается при разработке мероприятий по охране здоровья матери и ребенка и организации гериатрической помощи.

Гигиена как наука

Целью медицины является восстановление, сохранение и укрепление здоровья людей. Эта цель достигается двумя методами: первый - лечение заболевания людей, второй - предупреждение болезней и преждевременного изнашивания организма, т.е. профилактика. Соответственно этому формировались два направления в медицине: лечебное и профилактическое.

Родоначальницей лечебного направления является терапия, профилактического - гигиена.
 
В состав профилактического направления входят общая гигиена, социальная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, радиационная гигиена, военно-морская гигиена, гигиена физкультуры и спорта, санитарная токсикология, санитарная микробиология, паразитология и, наконец, весьма важная профилактическая дисциплина -- эпидемиология инфекционных болезней.

Таким образом, современная гигиена представляет собой целое направление в медицине. Она включает ряд профилактических научных дисциплин и областей практической деятельности врачей. Как и вся медицина, гигиена покоится на теоретическом фундаменте философии, точных (физика, химия, математика) и общебиологических (общая биология, нормальная и патологическая физиология) наук.

Цель, предмет, объект и метод гигиены

Цель гигиены как науки - охрана и укрепление общественного и личного здоровья путем оздоровления природной и социальной окружающей среды, слагающейся из конкретных условий труда, быта и поведения человека. По современным представлениям (Устав Всемирной организации здравоохранения), здоровье означает не только отсутствие болезней, но и максимальное физическое, психическое и социальное благополучие, позволяющее человеку наиболее эффективно выполнять свои общественные и трудовые функции. Следовательно, здоровье человека является понятием биосоциальным при ведущей роли социального.

Предметом гигиены является изучение закономерностей взаимодействия факторов природной и социальной среды и организма человека, исследование причинно-следственных связей в системе "внешняя среда - здоровье человека", так как большинство случаев нарушения здоровья, болезней и раннего старения организма является результатом взаимодействия человека с неблагоприятными воздействиями внешней среды.

Основными объектами исследования в гигиене выступают здоровый человек (социальная группа, популяция, население региона) и внешняя среда.
 
Метод гигиены отличается специфической профилактической направленностью, заключающейся в предупреждении или ослаблении действия вредных факторов и использовании полезных факторов природной и социальной среды для достижения цели - сохранения и укреплении общественного здоровья.

Специфичность метода гигиены заключается не только в его направленности на устранение негативного влияния среды на человека, но и в способе реализации этой направленности: не путем непосредственного воздействия на человека (лечение), а через регламентацию комплекса научно обоснованных юридических, административных, технических, хозяйственных и других мероприятий.

В гигиене применяются следующие конкретные методы исследования:

1. Метод гигиенического обследования объекта, в котором живут или работают люди. Этот метод заключается в натурном исследовании условий труда, быта и отдыха, в сравнении выявленных условий с гигиеническими нормативами и в выработке рекомендаций по устранению выявленных санитарных нарушений.

2. Инструментально-лабораторный метод, сыгравший большую роль в превращении гигиены в научную дисциплину. При этом используется значительное число частных методик для исследования физических, химических, биологических факторов окружающей среды, а также функциональных сдвигов, дающих представление о влиянии этих факторов на организм.

3. Санитарно-статистический метод, позволяющий оценить уровень общественного здоровья в том или ином коллективе, группе населения в связи с воздействием факторов природной и социальной среды по трем основным группам показателей:

- санитарно-демографические показатели, характеризующие воспроизводство населения (рождаемость, смертность, причины смерти, средняя продолжительность жизни, конечные результаты воспроизводства);

- показатели заболеваемости и трудопотерь (первичная обращаемость, госпитализация, трудопотери);

- показатели физического развития (рост, масса тела, функциональные показатели).

4. Экспериментальный метод, используемый в научных исследованиях в интересах гигиенического нормирования, включающий в себя лабораторные и натурные исследования.

Суммируя сказанное, современную гигиену можно определить как комплекс медицинских профилактических научных дисциплин и областей практической деятельности врачей, имеющих целью сохранение и укрепление здоровья людей методом предупреждения болезней и преждевременного старения организма.
 
в виде обычаев, законов и религиозных правил. Позднее они суммировались в первых научных трудах, принадлежащих знаменитому врачу древности Гиппократу (460-377г. до н.э.), таких как "О воде, воздухе и местностях", где он писал, что болезнь есть результат жизни, противоречащей природе, поэтому врач, чтобы выполнить свои обязанности, должен тщательно наблюдать, как человек относится к пище, питью и всему, что его окружает.

Выделил :)
 
По поводу права на лечение людей, отбывающих наказание в местах лишения свободы. В США очень много заключенных утверждают, что они испытывают гендерную дисфорию. Что делать? Осуществлять операцию и переводить в женские тюрьмы? Или? Уже прецеденты такие были. Что в России по этому поводу думают?
 
По поводу права на лечение людей, отбывающих наказание в местах лишения свободы. В США очень много заключенных утверждают, что они испытывают гендерную дисфорию. Что делать? Осуществлять операцию и переводить в женские тюрьмы? Или? Уже прецеденты такие были. Что в России по этому поводу думают?
Ещё не дочитал :)
Я в процессе чтения выкладываю цитаты.
Если можно - цитируйте, спрашивайте не в этой теме. Это мне шпаргалка :)
 
Сексологическую помощь следует оказывать на трех уровнях - объяснения, консультации, терапии.

1. Разъяснительные беседы применяют в отношении людей, обращающихся к сексопатологу с различными опасениями и сомнениями, в некоторых случаях являющимися следствием низкого уровня знаний, отсутствия элементарной информации о физиологических процессах, общепринятых стереотипах, индивидуальных особенностях. Кроме разъяснительных бесед, рекомендуется чтение специальной литературы, а также ответы на различные анкеты, связанные с интимной жизнью пациента, которые затем гораздо легче обсуждать с врачом.

2. Консультации проводят при возникновении проблем на базе межличностных конфликтов в ряде случаев, когда невозможно проведение лечения из-за партнерских обстоятельств (отказ одного из партнеров или его отсутствие на период лечения). Консультации показаны также в случаях сексуальных девиаций, не поддающихся терапии (например, истинный транссексуализм); однако в таких случаях консультации в меньшей степени направлены на отклонения в партнерских отношениях, а в большей степени - на проблемы самого пациента.

3. В лечении необходимо учитывать причины, имевшие отношение к сексуальным расстройствам. Лечение должно быть направлено на создание оптимальных условий для развития и самовыражения личности, а также на укрепление всего комплекса партнерских связей. Это особенно более важно, поскольку в подавляющем большинстве случаев специфика сексуальных расстройств связана с типом партнерства.



Особую группу представляют пациенты, не имеющие сексуального партнера. Их сексуальные расстройства приводят к тому, что они вообще не могут вступить в сексуальные отношения. Это ставит врача в особые условия
 

Новые комментарии

LGBT*

В связи с решением Верховного суда Российской Федерации (далее РФ) от 30 ноября 2023 года), движение ЛГБТ* признано экстремистским и запрещена его деятельность на территории РФ. Данное решение суда подлежит немедленному исполнению, исходя из чего на форуме будут приняты следующие меры - аббривеатура ЛГБТ* должна и будет применяться только со звездочкой (она означает иноагента или связанное с экстремизмом движение, которое запрещено в РФ), все ради того чтобы посетители и пользователи этого форума могли ознакомиться с данным запретом. Символика, картинки и атрибутика что связана с ныне запрещенным движением ЛГБТ* запрещены на этом форуме - исходя из решения Верховного суда, о котором было написано ранее - этот пункт внесен как экстренное дополнение к правилам форума части 4 параграфа 12 в настоящее время.

Назад
Сверху