• В связи с большим объемом написанного и по просьбе одного из форумчан я сообщаю, что читать и отвечать в темах Ксюши, уважаемой SonderLiebe и у одного из новичков я планирую _ только_ на компе при возможности выделения достаточного времени. Слишком большой объём без меня , либо мне требуется определённый настрой и моральные силы, чтобы заходить в тему. Заниматься конспирологией и грустить при этом - точно лишнее, имхо. Что могу на телефоне оперативно отвечать - то отвечаю :)

Нарциссическая личность

Ira

Well-Known Member
Нарциссическая личность
 
Последнее редактирование модератором:

Ira

Well-Known Member
Принято считать, что нарциссические черты закладываются, как ответ на специфический семейный и околосемейный контекст: завышенные или противоречивые требования к ребенку со стороны взрослых, опыт унижения или хронического невыгодного сравнения его с другими, более успешными или любимыми детьми, а также (как ни странно) - опыт «звездности», острого успеха (или успехов), который переживается, как непременное условие родительской любви и принятия. Развитию нарциссического расстройства способствует также наличие обесценивающих, депрессивных или эмоционально нечувствительных важных близких, игнорирование актуального эмоционально-личностного опыта ребенка или - использование ребенка и его успехов в качестве достижения собственных тщеславных целей (ребенок как нарциссическое расширение).

3. В самом общем смысле под нарциссическим страданием понимается целый комплекс личностных особенностей, включающих в себя сложности с формированием самосознания и самооценки; трудность создания адекватной мотивации и оценки своих действий, успехов, себя и других; болезненное реагирование на реальные или мнимые неудачи (и, как следствие, высокая вероятность депрессивных расстройств); поляризованную (или даже расщепленную на «черное» и «белое») эмоционально-личностную сферу; трудности установления глубоких отношений, формирования привязанности к Другому, др. Выраженность нарциссического страдания (как и любого другого) может иметь разный градус на шкале поражения. От нарциссической травмы (страдание изредка оживляется в сугубо специфических условиях, напоминающих детско-травматические) через акцентуацию (человека характеризуют определенные личностные черты, такие как соревновательность, болезненное самолюбие, страх сравнений, др.) к злокачественному нарциссизму, когда мы имеем дело с поражением уровня личностного расстройства (сложности тестирования реальности, эмоциональная нестабильность, угнетающее переживание внутренней "пустоты", низкая способность к созданию отношений, др).

4. Ведущая характеристика нарциссического самосознания - его поляризованность. Семейный контекст, выходцем из которого является нарциссичный человек, обычно отличается обесцениванием, завышенными требованиями к успешности ребенка, унижением, травмирующими сравнениями ребенка с другими, условной родительской любовью, др. Все эти факторы создают человека, которому крайне трудно опираться на собственный телесный, эмоциональный и когнитивный опыт в познании себя и мира. Проще говоря, если всю жизнь тебя мало любили, много и нехорошо сравнивали с кем ни попало, если ты чувствовал, что маме с папой для их родительского счастья нужно предъявить что-то большее, чем ты сам, -- все это очень мешает воспринимать мир, как есть и себя в нем.

5. Такой человек испытывает сложности с обращением к собственному «Я». «Хорошо» или «плохо» у него прочно увязаны на внешнюю оценку, а переживание себя напрямую зависит от того, насколько «успешным» или «соответствующим требованиям» он переживает себя в каждый следующий момент. Именно это я называю поляризованной эмоционально-личностной сферой: в зависимости от сиюминутного успеха/случайной оценки/мнимого соответствия образцу, такой человек ощущает себя то королем, то «лузером», то гением, то тупицей и т.д. Нередко можно видеть, что и в чувствах, и в мнениях, и в поступках - отсутствуют гибкость и адекватность реальности. Скорее, маятник просто перемещается с одного полюса в другой, и обратно. Любопытно, что с точки зрения внешней функциональности такие люди могут быть как весьма успешны, так и не слишком, однако их внутренняя драматургия продолжает жить по описанным законам, вне зависимости от внешних реалий. Так, я могу исступленно следить за собой и упорно заниматься спортом до тех пор, пока это помогает мне получать высокие оценки окружающих. Случайный крах, неудача, неодобрение какого-то важного персонажа могут настолько выбить меня из колеи, что через месяц я поселюсь в коммуне дауншифтеров и буду с уверенностью утверждать, что это и есть то, чего мне всегда не хватало. Как можно догадаться, правды нет ни там, ни там. Правда состоит в том, что я понятия не имею, кто я, и что для меня хорошо.

Изнутри

Нарциссический мыслительный стиль (привычный способ думать) имеет ряд характерных черт. Хочу сконцентрироваться на основной из них - когнитивной поляризации. Термин я придумала прямо сейчас, хотя не удивлюсь, если он был и без меня: я ни разу не придумала ничего оригинального. Итак, когнитивная поляризация - прямой продукт расщепления в личностной и эмоциональной сферах, которое мы обсуждали выше. Точно так же, как нарциссическая личность перемещается от переживания себя ничтожной к переживанию себя грандиозной (с полным ощущением подлинности актуального переживания) точно также сфера интеллектуальных представлений о мире организована у таких людей по дуальному принципу. Воспоминания зачастую расщеплены на трагические или героические, мечты о будущем могут иметь грандиозный либо катастрофический характер. «Я никогда не был», «Он всегда был», «Мы никогда -- мы всегда». В некоторых случаях когнитивная поляризация может служить причиной импульсивного или реактивного, а иногда - некритичного поведения, особенно в психологически сложной ситуации. Все плохо - надо немедленно сделать хорошо, причем навсегда. Ошибку надо немедленно исправить. Упал? Немедленно стать. Заболел? Немедленно вылечить. Умер? Непременно воскресить. В крайнем случае - родить нового или отыскать похожего. Маятник продолжает раскачиваться, проскакивая середину.

Снаружи

Работа с нарциссическим расстройством в психотерапии длительна, сложна и никогда не заканчивается. Предыдущее предложение может прозвучать угнетающе, зато это правда. А правда - и есть основной дефицит, который испытывает нарциссическое бытие. Одно из основных стратегических направлений работы терапевта с нарциссической динамикой - способствовать встрече клиента с текущей правдой его жизни. В особенности это касается гештальт-терапии, поскольку в ней, по традиции, всегда уделялось большое внимание клиент-терапевтическому процессу в реальном времени, актуальному переживанию и феноменологии клиента. Тактически работа с такими людьми может выглядеть очень по-разному в разные моменты, однако, ее основной целью обычно остается восстановление целостности актуального переживания человека и усиление его способности выдерживать и само актуальное переживание и -- контакт с другим человеком (терапевтом) в реальном времени и в потоке этого переживания. Под актуальным переживанием я понимаю максимально понятую полноту человеческой жизни в каждый конкретный момент времени: осознавание реальных чувств, переживаний, импульсов и сопровождающего все это телесного процесса клиента в контакте с терапевтом. Последнее крайне важно, так как одной из основных черт нарциссической личности является слабая способность находиться в контакте (диалоге) с Другим, и доверять ему свой актуальный психический процесс.
 
Последнее редактирование модератором:

planeta_if

Well-Known Member
?дЖек () писал:
Интересно.. А будут ли жизнеспособны в будущем дети если все будет "по их"? Надо подумать.


Об этом мы тоже уже говорили.. по крайней мере в психоаналитике считается, что если все "по их", то они рискуют стать нарциссами, потому что должен быть дозированный опыт переживания расстройства. Когда он дозирован, начинает развиваться возможность справляться и наращивать самостоятельность. Когда он чрезмерен, пробиваются границы и что-то начинает идти не так (формируется тот или иной невроз, если общими словами, структура личности вынуждена искать чем бы утешиться, залатать пробоину).

Опять же о работе детских психологов.. думаешь она только и делает что угадывает и потакает? Огромная часть работы с детьми у которых как раз границы нарушены, и они не вылезли из своей иллюзии всемогущества (потому что все "по их", значит они всемогущи, захотел - тут же получил), так вот огромная часть работы в таком случае - научение справляться с фрустрацией. Не "нельзя и все", или "нет ты будешь есть что сказали", "нет замотаю тебя как сказал педиатр" а "да, я знаю как тебе не нравится, прости меня пожалуйста" и "я понимаю это очень обидно, но я не могу сейчас тебе помочь" "я знаю, что ты бы хотел меня ударить, но мне больно, поэтому я не разрешаю".. может я даю не самые удачные примеры - они должны быть о ситуациях, в которых мать не потакает, и даже отказывает, но зеркаля потребности ребенка, его желания, его расстройство. 

Да, ты сейчас расстроился, я понимаю как тебе обидно! говорит она над истерикой, происходящей в луже уже 15 минут, не дергает, не тащит, не орет, не запрещает - и происходит чудо, через несколько месяцев родители такие .. ой.. что то он у нас больше не кусается и не бросается на пол в пене"
Это упрощенно, схематично.. речь о том, как наращивается опыт проживания фрустрации (хочу - но не могу!) - без отказа в поддержке и в эмпатии, которые сообщают ребенку, что даже когда что-то невозможно, его любят. Это тот ресурс, который позволяет намного легче воспринимать то, чего нельзя. Потому что главная валюта, главная потребность - не игрушка, и не нарисовать на стене немедленно шедевр, и не обсосать именно вот эту упавшую игрушку, главное - когда тебя любят и мягко выдерживают (и хорошего, и ревущего, и злого).
Часто послание другое: мне все равно что ты хнычешь или что ты хочешь, мне нужно чтобы было так то и так то. Иди в свою комнату и не приходи пока не успокоишься. У меня есть один пример перед глазами там сложный мальчик, много истерил. Отец никогда не утешал его, вместо этого отодвигал всех сочувствующих и со словами: я знаю будет только држе, ему просто надо успокоиться" стоял над мальчиком скрестив руки, молча на него глядя пока тот не затихал.  Парень до сих пор, бедняга, чуть что падает в истерику, то есть на пол, и бьется, его некому поддержать, даже если отец в той же комнате.. а уже шесть лет, кажется.

То есть похоже, дети не будут слишком жизнеспособны, когда все "по их", очень важен позитивный опыт проживания отказа (фрустрации, неудач). Когда совсем все "по их" они не могут отделиться от матери или той фигуры, которая делает "все по их", не обретают своих границ, своих потребностей, своей воли, все идет наперекосяк. Об этом было мое заумное рассуждение в теме про Эдипа и нарциссическое слияние, это вот оно и есть.
Такие у моей подруги в кабинете в семь лет пытаются облапать маму за грудь, и одновременно остаются в инфантильных реакциях - потому что не отделились, а не отделились потому что "все было по их", не было повода начать отделяться вовремя. 
 

A.Sputnik

Команда форума
А вот из Шекспира. Несколько сонетов из начала всего цикла:


Цитата:
Прекрасный облик в зеркале ты видишь,
И, если повторить не поспешишь
Свои черты, природу ты обидишь,
Благословенья женщину лишишь.

Какая смертная не будет рада
Отдать тебе нетронутую новь?
Или бессмертия тебе не надо, -
Так велика к себе твоя любовь?

Для материнских глаз ты - отраженье
Давно промчавшихся апрельских дней.
И ты найдешь под, старость утешенье
В таких же окнах юности твоей.

Но, ограничив жизнь своей судьбою,
Ты сам умрешь, и образ твой - с тобою.



Ты - музыка, но звукам музыкальным
Ты внемлешь с непонятною тоской.
Зачем же любишь то, что так печально,
Встречаешь муку радостью такой?

Где тайная причина этой муки?
Не потому ли грустью ты объят,
Что стройно согласованные звуки
Упреком одиночеству звучат?

Прислушайся, как дружественно струны
Вступают в строй и голос подают, -
Как будто мать, отец и отрок юный
В счастливом единении поют.

Нам говорит согласье струн в концерте,
Что одинокий путь подобен смерти.



Должно быть, опасаясь вдовьих слез,
Ты не связал себя ни с кем любовью.
Но если б грозный рок тебя унес,
Весь мир надел бы покрывало вдовье.

В своем ребенке скорбная вдова
Любимых черт находит отраженье.
А ты не оставляешь существа,
В котором свет нашел бы утешенье.

Богатство, что растрачивает мот,
Меняя место, в мире остается.
А красота бесследно промелькнет,
И молодость, исчезнув, не вернется.

Кто предает себя же самого -
Не любит в этом мире никого!



По совести скажи: кого ты любишь?
Ты знаешь, любят многие тебя.
Но так беспечно молодость ты губишь,
Что ясно всем - живешь ты, не любя.

Свои лютый враг, не зная сожаленья,
Ты разрушаешь тайно день за днем
Великолепный, ждущий обновленья,
К тебе в наследство перешедший дом.

Переменись - и я прощу обиду,
В душе любовь, а не вражду пригрей.
Будь так же нежен, как прекрасен с виду,
И стань к себе щедрее и добрей.

Пусть красота живет не только ныне,
Но повторит себя в любимом сыне.
 

dok34.ru

Moderator
Не всегда, имхо.
Перфекционист может быть мучеником, например. Как парень в теме "психологической импотенции", анти-нарцисс.
 

дЖек

Member
Эээ Я вижу не только Мур смотрится в зеркало с песенкой "Какая я красивая"

Ну Шекспир же по ходу был геем
 

A.Sputnik

Команда форума
Indigo () писал:
А нарциссизм и перфекционизм это-ж одно и то-же, верно?

Ну не думаю. Я, к примеру, к несовершенствам (и своим, в том числе) отношусь терпимо.. Мечтал бы я при этом быть лучше? Да, конечно. Но это не болезненно.

И в зеркало не смотрюсь, чтобы убедиться в "свет мой, зеркальце, скажи" хотя мне и небезразлично, что обо мне говорят.
 

A.Sputnik

Команда форума
Начал гуглить "подростковый нарциссизм", и вот чего нагуглилось (не знаю, была тут эта ссылка или нет, материал кажется знакомым, но оставлю тут):



Цитата:
Психоаналитики-теоретики увидели поразительное сходство между тем, что происходит в подростковом возрасте, и процессом сепарации-индивидуации, который начинается в раннем детстве. Подобию младенцу, пытающемуся отделить то, что является Самостью, от того, что является Другим, младшему подростку требуется психологически отделиться от своих родителей и своей семьи. И младенец, и младший подросток движутся к независимым действиям посредством резких количественных скачков в процессе физического созревания. Последующая стадия "практического осуществления" для подростков включает в себя проверку только что завоеванной власти и, в оптимальном случае, свободу в гораздо более широком диапазоне наряду с сохранением необходимой родительской защиты. Даже подростковое бунтарство и раздражительность имеет сходство с перепадами настроения - от явного ощущения эмоционального переполнения до крайне низкого уровня эмоционального возбуждения и даже эмоционального истощения, характерными для ребенка на стадии "практического осуществления". К тому же есть поразительное сходство в амбивалентности по отношению к родителям (сначала - стремление получить у них поддержку и ощущение безопасности, а затем - раздраженное отталкивание) в раннем и среднем подростковом возрасте и в младенческом возрасте на стадии "восстановления отношений". И в том и в другом случае дети борются со страхом поглощения и утраты автономии, поскольку в своем странствии они стремятся вперед - к достижению индивидуальной идентичности. (Более подробно стадии "практического осуществления" и "восстановления отношений", характерные для развития ребенка в раннем детстве, обсуждаются в главе 8.)

На второй стадии идентификации, происходящей в подростковом возрасте, любовь родителя заменяется любовью появившейся Самости, которая взрослым, наблюдающим за подростком, кажется мифическим Нарциссом, влюбленным в свой собственный образ - свое зеркальное отражение в лужице. Однако за сценами подростковой самовлюбленности скрывается психическое реструктурирование, которое не может произойти, пока ребенок психологически не регрессирует к более примитивному и эгоцентричному способу мышления. Регрессия в любом возрасте к типам поведения, характерным для раннего детства, Зачастую является защитой от внутренней диссоциации. Такая регрессия представляет собой определенный риск для здоровой деятельности и здорового развития. Но подростковая регрессия к нарциссическому состоянию является неизбежным и вместе с тем нормальным кризисом, с присущими ему внутренними угрозами. Он создает возможность более зрелой Персоне подростка вступить в контакт со стремлением к слиянию и распаду, чтобы обеспечить самоконтроль над этими примитивными побуждениями. По окончании бури [т. е. кризиса] формируется личность (character), функция которой состоит в поддержании внутренней силы и самоконтроля, благодаря которым человек обретает свободу в реализации своих жизненных возможностей. К наступлению позднего подросткового периода, когда у здорового человека заканчивается формирование личности, детская беспомощность и тревога интегрируются во взрослую Самость, и теряет силу то, что прежде постоянно причиняло и вред и стресс. Это не может случиться без влияния энергии здорового нарциссизма, и по той же причине здоровое нарциссическое удовлетворение служит наградой для уже сформировавшейся личности. К сожалению, далеко не все подростки достигают успеха, проходя этот путь.

Ну да. Кое-кто вон застревает в каких-то моментах. Выделил жирным для себя.
 
Последнее редактирование:

A.Sputnik

Команда форума
Вообще странно и пока не могу понять до конца, как это происходило у меня. Я ведь с 14 примерно лет жил не с родителями уже... и как оно у меня шло? буду думать, в общем.

Видимо, все мои старые интерпретации нужно переосмыслять. Пффф...
 

dok34.ru

Moderator
A.Sputnik () писал:
Вообще странно и пока не могу понять до конца, как это происходило у меня. Я ведь с 14 примерно лет жил не с родителями уже... и как оно у меня шло? буду думать, в общем.

Видимо, все мои старые интерпретации нужно переосмыслять. Пффф...
Да :)
Все - переосмысливать. Часть окажутся правильными :)
Часть окажутся нуждающимися в коррекции. Ещё часть - полностью неверными.

Но проверять лучше все подряд. Включая хм, требования ходить _только_на зелёный и хм, правила вытирания попы в туалете :)
А вдруг можно иначе и лучше?!
;)
 

Новые комментарии

Сверху