dok34.ru
Moderator
Воспитание с ограничениями.
Одна из возможных ошибок тех, кто вступил на путь соблюдения Торы и заповедей, напрямую связанная с заповедями субботнего дня, заключается в том, что люди заостряют основное внимание на том, что нельзя делать в шаббат.
Так субботний день становится, по сути, днем многочисленных запретов, что нелегко и зрелому, взрослому человеку, ответственному за принятие собственных решений, а тем более — ребенку, чьи родители «вдруг» решили кардинальным образом изменить и свою, и его жизнь, «награждая» его все новыми и новыми ограничениями, порой сопровождающимися окриками, а то и более суровыми мерами наказания за те ежедневные поступки, которые еще вчера были вполне в порядке вещей.
А ведь заповедь отделять субботний день от будней подразумевает не только то, что шаббат отличается от всех остальных дней тем, что в этот день запрещено, что нельзя, но и тем, что этот день — особенный, и наша задача — сделать его этим особенным, выделенным днем, наполнить его особым смыслом. И для себя, и для наших детей. Итак, в ответе на вопрос я постараюсь сосредоточиться не только на том, как помочь «выжить» ребенку (и заодно его родителям) на протяжении 24 часов лишения свободы в форме отлучения от компьютера, телевизора, карандашей и фломастеров, но и на том, как сделать этот день запоминающимся и неповторимым, как внести в него особый смысл.
Кроме того, разрешите мне слегка подкорректировать сам вопрос, сформулировав его чуть иначе — «чем заняться с ребенком (5 лет, но и другие возрасты тоже) в субботу». Потому что вариант, когда родители желают занять ребенка каким-либо «отвлекающим маневром», чтобы пойти поспать или просто отдохнуть от него, не совсем согласовывается с поставленной нами в предыдущем отступлении целью. И дети очень чувствительны к ощущению, что они — обуза для своих родителей (!).
А теперь перейдем от теории к практике.
Итак, усадить детей за телевизор или компьютер в шаббат — нельзя. Нельзя предложить им и любую игрушку, работающую на батарейках, или игру, связанную с рисованием или записью (в том числе, записью ходов или очков). Но, к счастью, на свете существует огромное множество других игр, начиная от логических, настольных, карточных, и кончая — ролевыми и подвижными.
Вообще для того, чтобы помочь другому, лучше всего сначала представить себя на его месте. Во что вы любили играть в детстве? В прятки, пятнашки, шашки, шахматы, в слова (когда последняя буква одного слова становится первой буквой второго), испорченный телефон, «море волнуется раз», «светофор», «краски», «колечко»? А игры с мячом или скакалкой? Почему бы не предложить те же игры своим детям, а заодно и самому не попытаться ощутить вновь вкус детства? Сегодня магазины полны красочных дидактических (и не всегда дорогих) игр, большая часть которых подходит и для субботы, с четкими указаниями, для какого возраста (и скольких участников) они предназначены, а Интернет полон описаний различных активных игр, включая те самые игры нашего детства.
Да, во многие подвижные игры дома особенно не наиграешься, и не у каждого есть свой балкон или приусадебный участок. Что ж, значит, есть еще одна причина выйти на улицу. Если погода позволяет, погуляйте с ребенком. Можно сходить на детскую площадку, а можно просто побродить по улицам, обратив их внимание на различные детали и интересные моменты, показать причудливые формы облаков в небе, объяснить, почему на одной стороне улицы — нумерация четная, а на другой — нечетная. Возможности — почти бесконечны! И самое интересное: зачастую вам придется не столько говорить и объяснять, сколько слушать и удивляться. Все это можно с чистой совестью делать и в будни, если только у вас есть на это время.
Что еще? Конечно же, книги и истории. Вымышленные и правдивые. На основе семейных преданий и на основе Мидрашей. Истории своего детства и рассказы о том, как ваши «взрослые дети» (аж целых пять лет!) были «совсем крошечными». Можно воспользоваться эффективнейшим «методом Шахерезады» и по шаббатам рассказывать детям истории с продолжением. Тогда уж они, несомненно, будут с нетерпением ждать каждого шаббата.
Если и у вас и у детей есть минимальная база еврейских знаний, можно заранее подготавливать на субботу различные викторины, придумывать оригинальные вопросы по недельной главе и т.д. А если вы еще и обладаете актерским даром, инсценируйте для них и вместе с ними эдроды недельной главы.
А почему бы не использовать субботу как день ознакомления с основами ведения домашнего хозяйства? Почему бы не дать детям возможность помочь накрыть стол, попутно объясняя, как, куда и почему ставятся те или иные столовые приборы? Детей постарше можно приучить и мыть посуду. Поверьте: для многих из них это будет только удовольствием. А сама трапеза? Это же самое благодатное время для семейного общения.
Еще можно пригласить гостей (не обязательно на трапезу, можно просто на «субботние посиделки» между делом) или пойти поиграть к кому-нибудь в гости. В религиозных районах есть активисты, читающие с детьми Псалмы, рассказывающие им поучительные еврейские истории и раздающие лакомства. Некоторые организовывают это у себя на дому, другие — в синагоге.
Почти в каждой синагоге (в Израиле и Америке) в субботу есть час учебы, именуемый «Авот у-ваним» (да-да, те самые «Отцы и дети»). И, хотя официально на эту учебу приглашают мальчиков от семи лет и старше, вряд ли кто-то будет противиться, если пятилетнему ребенку также будет интересно поучиться с папой в атмосфере общей учебы (хотя бы повторить буквы еврейского алфавита или послушать поучительные еврейские истории, но уже из папиных уст). И, скорее всего, он еще и получит призы и/или сладости.
Ассортимент велик. Выбирай на свой вкус. Однако, если все это не радует ребенка по причине отсутствия привычных мультфильмов и компьютерных игр, это уже опасный сигнал болезненной зависимости, и тогда проблему следует искать не в субботе, а, прежде всего — в буднях…
Грамотный, имхо, подход.
Особенно - если есть проблема, то она не в ограничениях субботы, а в буднях...
Одна из возможных ошибок тех, кто вступил на путь соблюдения Торы и заповедей, напрямую связанная с заповедями субботнего дня, заключается в том, что люди заостряют основное внимание на том, что нельзя делать в шаббат.
Так субботний день становится, по сути, днем многочисленных запретов, что нелегко и зрелому, взрослому человеку, ответственному за принятие собственных решений, а тем более — ребенку, чьи родители «вдруг» решили кардинальным образом изменить и свою, и его жизнь, «награждая» его все новыми и новыми ограничениями, порой сопровождающимися окриками, а то и более суровыми мерами наказания за те ежедневные поступки, которые еще вчера были вполне в порядке вещей.
А ведь заповедь отделять субботний день от будней подразумевает не только то, что шаббат отличается от всех остальных дней тем, что в этот день запрещено, что нельзя, но и тем, что этот день — особенный, и наша задача — сделать его этим особенным, выделенным днем, наполнить его особым смыслом. И для себя, и для наших детей. Итак, в ответе на вопрос я постараюсь сосредоточиться не только на том, как помочь «выжить» ребенку (и заодно его родителям) на протяжении 24 часов лишения свободы в форме отлучения от компьютера, телевизора, карандашей и фломастеров, но и на том, как сделать этот день запоминающимся и неповторимым, как внести в него особый смысл.
Кроме того, разрешите мне слегка подкорректировать сам вопрос, сформулировав его чуть иначе — «чем заняться с ребенком (5 лет, но и другие возрасты тоже) в субботу». Потому что вариант, когда родители желают занять ребенка каким-либо «отвлекающим маневром», чтобы пойти поспать или просто отдохнуть от него, не совсем согласовывается с поставленной нами в предыдущем отступлении целью. И дети очень чувствительны к ощущению, что они — обуза для своих родителей (!).
А теперь перейдем от теории к практике.
Итак, усадить детей за телевизор или компьютер в шаббат — нельзя. Нельзя предложить им и любую игрушку, работающую на батарейках, или игру, связанную с рисованием или записью (в том числе, записью ходов или очков). Но, к счастью, на свете существует огромное множество других игр, начиная от логических, настольных, карточных, и кончая — ролевыми и подвижными.
Вообще для того, чтобы помочь другому, лучше всего сначала представить себя на его месте. Во что вы любили играть в детстве? В прятки, пятнашки, шашки, шахматы, в слова (когда последняя буква одного слова становится первой буквой второго), испорченный телефон, «море волнуется раз», «светофор», «краски», «колечко»? А игры с мячом или скакалкой? Почему бы не предложить те же игры своим детям, а заодно и самому не попытаться ощутить вновь вкус детства? Сегодня магазины полны красочных дидактических (и не всегда дорогих) игр, большая часть которых подходит и для субботы, с четкими указаниями, для какого возраста (и скольких участников) они предназначены, а Интернет полон описаний различных активных игр, включая те самые игры нашего детства.
Да, во многие подвижные игры дома особенно не наиграешься, и не у каждого есть свой балкон или приусадебный участок. Что ж, значит, есть еще одна причина выйти на улицу. Если погода позволяет, погуляйте с ребенком. Можно сходить на детскую площадку, а можно просто побродить по улицам, обратив их внимание на различные детали и интересные моменты, показать причудливые формы облаков в небе, объяснить, почему на одной стороне улицы — нумерация четная, а на другой — нечетная. Возможности — почти бесконечны! И самое интересное: зачастую вам придется не столько говорить и объяснять, сколько слушать и удивляться. Все это можно с чистой совестью делать и в будни, если только у вас есть на это время.
Что еще? Конечно же, книги и истории. Вымышленные и правдивые. На основе семейных преданий и на основе Мидрашей. Истории своего детства и рассказы о том, как ваши «взрослые дети» (аж целых пять лет!) были «совсем крошечными». Можно воспользоваться эффективнейшим «методом Шахерезады» и по шаббатам рассказывать детям истории с продолжением. Тогда уж они, несомненно, будут с нетерпением ждать каждого шаббата.
Если и у вас и у детей есть минимальная база еврейских знаний, можно заранее подготавливать на субботу различные викторины, придумывать оригинальные вопросы по недельной главе и т.д. А если вы еще и обладаете актерским даром, инсценируйте для них и вместе с ними эдроды недельной главы.
А почему бы не использовать субботу как день ознакомления с основами ведения домашнего хозяйства? Почему бы не дать детям возможность помочь накрыть стол, попутно объясняя, как, куда и почему ставятся те или иные столовые приборы? Детей постарше можно приучить и мыть посуду. Поверьте: для многих из них это будет только удовольствием. А сама трапеза? Это же самое благодатное время для семейного общения.
Еще можно пригласить гостей (не обязательно на трапезу, можно просто на «субботние посиделки» между делом) или пойти поиграть к кому-нибудь в гости. В религиозных районах есть активисты, читающие с детьми Псалмы, рассказывающие им поучительные еврейские истории и раздающие лакомства. Некоторые организовывают это у себя на дому, другие — в синагоге.
Почти в каждой синагоге (в Израиле и Америке) в субботу есть час учебы, именуемый «Авот у-ваним» (да-да, те самые «Отцы и дети»). И, хотя официально на эту учебу приглашают мальчиков от семи лет и старше, вряд ли кто-то будет противиться, если пятилетнему ребенку также будет интересно поучиться с папой в атмосфере общей учебы (хотя бы повторить буквы еврейского алфавита или послушать поучительные еврейские истории, но уже из папиных уст). И, скорее всего, он еще и получит призы и/или сладости.
Ассортимент велик. Выбирай на свой вкус. Однако, если все это не радует ребенка по причине отсутствия привычных мультфильмов и компьютерных игр, это уже опасный сигнал болезненной зависимости, и тогда проблему следует искать не в субботе, а, прежде всего — в буднях…
Грамотный, имхо, подход.
Особенно - если есть проблема, то она не в ограничениях субботы, а в буднях...