Нужно понимать, в чем именно состоит порочный принцип. Выделение субсидий связывается с реализацией прав. И направляются субсидии не субъекту, реализующему права, а субъекту, который производит распределение этих прав. В случае авиабилетов – авиакомпании, которая эти права распределяет по факту того, что она их продает. В случае любой управленческой коммерческой или государственной прослойки – сначала через нее.
В то же время цель выделения субсидий – это способ преодоления невозможности реализовать свои права. Отчасти это срабатывает. Допустим, что в городе живут 10 человек. Двое из них могут летать по 40 легко. Еще трое – с трудом, остальным это не по карману. Делаем билеты по 20 за счет субсидий. Теперь легко смогут летать пятеро, с трудом еще трое, а двоим это так и останется недоступным. Первые двое, кстати, смогут реализовать право вдвое больше раз с той же легкостью.
Вместо 5 полетов стало 8. Летать смогли восемь вместо пятерых. Суммарно субсидию в виде 20 тысяч за один полет получили: первые двое самых богатых – в размере 80 (по 40 на одного), средние верхние трое – 60 (по 20 на одного), нижние средние трое – 60 (по 20 на одного), нижние двое – ничего. Всего субсидий – 200.
Полностью цель субсидии достигла в нижнем среднем секторе, частично – в верхнем нижнем (оценим эффективность в 50%). Итого: из 200 субсидии полезно истрачено было 90. Эффективность – 45%.
Это при КПД 100%. А выше мы выяснили, что до субъектов реализации прав доходит далеко не всё. 70% съедают вахтовики вместе с их работодателями, хорошую долю авиакомпании. Оценим процентов 85 в сумме. Нормально, без перебора?
Пересчет. Из 200 субсидий полезно истрачено 90*0,15 = 13,5.