Уже около 700 лет прошло, как Россия приняла христианскую веру от епископа константинопольского. Они следуют греческому исповеданию: крещаемых младенцев погружают в воду троекратно, во имя Отца, Сына и Св. Духа; потом священник надевает на шею младенца крест, вручаемый восприемником, в знамение крещения: крест этот носят до самой смерти. Они признают Св. Троицу, но всё же отличаются от нас, исповедая, что Св. Дух исходит не от Отца и Сына, а только от Отца, и что он покоится на Сыне. — Образов у них много; все они вообще писаны красками, исключая одного резного Распятия. Говорят, что в России хранится икона Св. Девы Марии, писанная собственной рукой Евангелиста Луки. Главный покровитель их — Св. Николай. Кроме святых, принятых из Греции, они канонизируют много других; но кроме Девы Марии, не признают ни одной Святой. Они имеют патриарха, который избран во время Иоанна Васильевича патриархом Константинопольским. Если я не ошибаюсь, в России 7 архиепископств, кроме многих епископств и монастырей. Одни священники, и только женатые, совершают таинства; по смерти же своих жен более не священнодействуют; если не вступят вторично в брак, то могут постричься в монахи. Монахи безбрачны так же, как и патриарх, епископы и игумены; поэтому не могут ни приобщать Св. Тайн, ни есть мяса, и принимают Св. Дары от священников. Приобщаются под обоими видами все без различия, светские и духовные, после тайной исповеди, обыкновенно раз в год. Священник, вновь вступив в брак, переходит в светское звание. Русские почитают истинно-крещеными лишь тех, которые крестились по Греческому обряду; впрочем, католиков избавляют от вторичного крещения. Усердно соблюдают праздники, даже и субботу наравне с воскресеньем, хотя и в самые большие праздники открывают лавки и работают после полудня, если необходимость настоятельно требует. Постятся русские по средам и пятницам и, кроме того, держат в году четыре поста; великий пост, о котором будем говорить ниже, два поста по 15 дней каждый, и один перед Рождеством Христовым, который начинается через восемь дней после праздника св. Николая; соблюдают же посты так строго, как только возможно, не вкушают ни яиц, ни какой бы то ни было мясной пищи. Русские имеют Св. Писание на своем языке, т. е. на славянском; весьма почитают псалмы Давида. В церквах никогда не произносят проповедей, а по праздникам читают отрывки из Библии или Нового Завета; но невежество народа так велико, что не найдется трети, которая знала бы молитву Господню и Символ веры. Можно сказать, что невежество народа есть мать его благочестия. Они ненавидят науки и особенно латинский язык. Не имеют ни школ, ни университетов. Одни только священники обучают юношей чтению и письму; этим однако только немногие занимаются. Буквы у русских большей частью суть греческие; книги все почти рукописные, исключая очень немногих печатных экземпляров Ветхого и Нового Завета, пришедших из Польши; только 10 или 12 лет прошло, как русским стало известно искусство книгопечатания; и теперь еще рукописные книги более почитают, нежели печатные. — Дважды в году освящают реку и воду; после освящения царь и вельможи обыкновенно в нее погружаются; я сам видал, как для этого прорубали лед и как царь опускался в прорубь. В вербное воскресенье патриарх едет на осле, при этом сидит боком, как женщины; но так как не хватает ослов, берут лошадь, покрывают ее белым полотном и привязывают ей большие уши. Царь ведет ее за повод из Кремля до церкви, называемой Иерусалимом, а оттуда — в храм Богоматери. Во время этого шествия назначенные люди снимают с себя одежду и расстилают ее по дороге, шествуя впереди священников и другого духовенства города. В России существует особый орден, состоящий из людей, которые в предчувствии приближения смерти были соборованы маслом: такие люди обязаны носить до самой смерти платье, имеющее сходство с монашеским. Это считается весьма богоугодным делом. Жены их имеют право выйти замуж за других. — Никто из иноверных не может входить в русскую церковь. Патриарх, епископы, игумены назначаются царем; обычные церковные дела патриарх решает сам, о важнейших же случаях он докладывает царю. Муж имеет право под разными предлогами развестись с женою, заключить ее в монастырь и потом жениться — и так до трех раз.
Царь дает свободу всем иностранцам исповедывать открыто свою религию, кроме римских католиков; евреев же не терпят со времен Иоанна Васильевича Мучителя. Этот царь велел собрать всех евреев, находившихся в России, затем, связав им руки и ноги, вывести на мост, где они принуждены были отречься от своей веры; и когда они сказали, что хотят креститься во имя Бога Отца, Сына и Св. Духа, то царь в ту же минуту приказал бросить их в воду. Тот же Иоанн Васильевич, лет за 38—40 до нашего времени, завоевал большую часть Ливонии и переселил в Московию жителей Дерпта и Нарвы, причём пожаловал взятым в плен ливонцам, последователям Лютера, две церкви в Москве и дозволил им открыто совершать обряды своей веры; позже однако за дерзость и тщеславие их приказал эти церкви разрушить, а ливонцев, невзирая ни на пол, ни на возраст, выгнать на улицу в зимнюю стужу и оставить их, в чём мать родила. Ливонцы сами повинны. Забыв минувшее несчастье, лишившись отечества и имущества, сделавшись рабами народа грубого и жестокого, под правлением царя самовластного, они, взамен смирения вследствие таких своих бедствий, проявляли такую гордость, держали себя так высокомерно, одевались с такой роскошью, что казались принцами и принцессами; женщины, отправляясь в церковь, одевались не иначе, как в бархат, атлас, камку; самая бедная женщина носила тафтяное платье, хотя бы ничего более и не имела. Главный доход их получался от права продавать хлебное вино, мед и другие напитки: причём они имели прибыли не по 10 на 100, а по 100 на 100; это кажется невероятным, но тем не менее справедливо.
Ливонцы всегда оставались одинаковы: казалось, они были приведены в Россию только для того, чтобы выказывать свою гордость и кичливость, хотя этого не посмели бы сделать даже в собственном отечестве по строгости законов и правосудия. В конце концов им дано было место за городом, и там они выстроили дома и одну церковь; однако в столице им не было дозволено жить. — Под властью русских находятся также татары, турки, персияне, мордва и другие магометанские народы, исповедующие открыто свою веру, не говоря о сибиряках, лапландцах и других племенах; последние не следуют ни христианскому, ни магометанскому закону, и поклоняются разным животным, как им угодно, причём не терпят притеснений в своих обрядах.
Мертвых русские погребают до истечения 24 часов, не исключая ни государя, ни раба, и умершего утром вечером уже хоронят. Усопшего обыкновенно оплакивают нанятые женщины, которые причитывают и спрашивают покойника, зачем он умер: разве царь его не миловал, разве не был он достаточно богат или имел мало детей, разве не имел он честной жены. Если же умирает женщина, причитывают: разве не добрый был у неё муж, и подобные глупости. На покойника надевают новую рубаху, чулки, башмаки, имеющие сходство с туфлей, и шапку; потом его укладывают в гроб и несут на кладбище, в сопровождении родных и друзей. После погребения они плачут на могиле и взывают так, как указано выше. К концу шестой недели приходят на могилу вдова и несколько близких друзей, приносят напитки, яства и после многих слез, с прежними причитаниями, едят принесенные кушанья, остатки же раздают нищим. Так делает простой народ; в случае же смерти значительной особы устраивается пир в доме, когда приходят с кладбища, где родственники сами задают умершему вопросы, или нанимают для этого женщин; при этом раздают бедным всё, что приносят на могилу. Такие пиры справляют в память усопшего каждый год по одному разу. По прошествии шести недель траур оканчивается, и вдова может опять выйти замуж.
Великий пост соблюдается таким образом: в последнюю неделю перед ним, которая называется Масляницей, они мяса не едят, а едят сыр, яйца, молоко, масло; посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся если оскорбили каким-нибудь словом или поступком; встречаясь, — хотя бы никогда прежде не видались, — даже на улице приветствуют друг друга поцелуем. Прости меня, пожалуйста, говорит один; Бог тебя простит отвечает другой. При этом следует заметить, что не только в это время, но и всегда, и мужчины и женщины считают поцелуй знаком приветствия, когда собираются в путь или увидятся после долговременной разлуки. По окончании этой недели, все идут в баню; в следующую же неделю или совсем сидят дома, или выходят очень редко, и целые семь дней едят не больше трех раз, причём не едят ни мяса, ни рыбы и довольствуются только медом и овощами. В дальнейшую неделю являются на улицах, но весьма просто одетые, как будто в трауре; в остальное время поста (кроме последней недели) едят всякую рыбу, как свежую, так и соленую, однако без масла, и не вкушают ничего мясного; по средам и пятницам мало едят свежей рыбы, а только одну соленую, и овощи. На последней неделе постятся так же строго, как и на первой, или еще строже: тогда все приобщаются Св. Таин.
Затем следует Пасха; тогда начинают снова посещать друг друга (как на Маслянице), подносят друг другу красные яйца и говоря один: Христос воскресе — другой: Воистину воскресе. При этом обмениваются яйцами и целуются в знак радости о воскресении Господнем. Царь соблюдает этот обычай таким образом (как и в последний день Масляницы): на другой день по Пасхе он дозволяет каждому целовать свою руку, а на другой день, когда отправляется к службе, знатнейшие и известные государю сановники подходят к нему и также целуют его руку; он раздает поздравляющим по одному, два, три яйца, смотря по тому, кого более жалует. В течение 15 дней идуть только празднества.
В России имеется множество колоколов. Хотя русские, по-видимому, отличаются этим от греков, которые вовсе их не употребляют в своих церквах, как это доказывают их единоверцы: валахи, молдаване, ретийцы и другие, но это не противоречит греческой религии; греки же не осмеливаются звонить потому, что состоят под властью турок, которым Алкоран запрещает держать колокола в мечетях, не имеют их и евреи. Впрочем, католики, протестанты и ариане, обитая в Трансильвании, могли благовестить, когда Стефан, бывший королем польским, а после него Сигизмунд Баторий управляли ею в зависимости от султана; но греки и тогда не имели колоколов
...взгляд француза