Indigo
Club
Смысл квир-теории в том, что можно «квирить» или переворачивать реальность с ног на голову и изобретать её заново. Я писал магистерскую работу по групповой аналитике и транссексуализму, использовал Джудит Батлер и квир-теорию как основу. Поэтому я взялся прочитать всё собрание сочинений Джудит Батлер. Да-да, знаю. Ты уже закончил? Дело в том, что я всегда считал: если человек действительно умен, он может объяснять очень просто и понятно. А если кто-то специально усложняет — он что-то скрывает. Если ты достаточно умен, ты выражаешься так, чтобы учитывать образ мышления собеседника, даже если он аутист, и находишь подход — как это делают врачи. Или если бы тебя не захлёстывало эго. А ведь в этой напыщенной заумной речи эго полно, верно? Я видел предложение длиной в две трети страницы. Без шуток, одно предложение. Я подумал: «Такого не может быть, нужно же дышать». Это плохое письмо. Но её первая книга — Gender Trouble («Беспокойство пола») — была, на мой взгляд, блестящей. А потом она написала Bodies That Matter («Тела, которые значат»), где полностью противоречила тому, что сказала раньше. И, в духе квир-теории, она «сквирила» всё, что написала в предыдущей книге.
Из Gender Trouble полезно вынести следующее: Батлер обсуждает разницу между транссексуалом, трансвеститом и драг-квином. Я спрашиваю об этом своих студентов-медиков — и они никогда не могут ответить. А разница в том, что трансвестит и транссексуал строго придерживаются того, что они воспринимают как правила гендера: «мужчины делают это, женщины делают то». Они фанатично следуют этим правилам и страдают от них. Драг-артист гораздо более продвинут. Он говорит: «Вы думаете, вот таковы правила женщины? Я показываю вам нелепость вашей системы». То есть в сознании драг-артиста есть нечто более высокое. Они не высмеивают женщин, как многие думают, они высмеивают саму систему гендера. Они высмеивают то, во что вы верите. Ведь гендер подобен религии: это созданная людьми система идей и верований. Он нереален. Гендер — это не реальность. Если гендер сводит вас с ума, просто не верьте в него. Его не существует. Биологический пол существует. Гендер — это как религия. Просто будьте «гендерным атеистом», если это вас настолько мучает.
Вы видели эти исследования, о которых говорят? Всё чепуха. Нет ни одного исследования, показывающего, что мозг транссексуала отличается от мозга нетранссексуала. Ранние исследования были ошибочны, потому что изучали мозги людей, которые уже получали экзогенные эстрогены. — «Да ладно?» — Да. Абсолютно никаких доказательств. По определению, не может быть биологической основы, иначе это было бы интерсекс-состоянием или нарушением полового развития. Следовательно, у «транса» не может быть физической базы. Это исключительно в голове. Это единственное психическое явление, которое лечат через тело.
Я думал: «Что здесь на самом деле происходит?» Они показывают эти статьи, а когда я всматривался — там лишь говорилось, что мозг чем-то отличается. Не то чтобы «ближе к женскому» или «к мужскому». Просто другой. Они решили: «Может, тут больше депрессии или больше аутизма». И всё. А вот ещё один «транс-факт»: если не подтверждать идентичность ребёнка, он покончит с собой. Это выдуманный, ужасный, злой фейковый факт, который распространяют глупые соцработники и активисты, повторяя снова и снова. Это внушает людям мысль, что если их не подтвердят, то им стоит убить себя.
Ещё один миф — «1% случаев сожаления». Никто не отслеживает их судьбу. А у меня — 26% пациентов пожалели о переходе. Но мои пациенты — это особая выборка: это люди, которые сами пришли за терапией. Да, это смещённая выборка. Но ни один из тех, кто сожалел, никогда не был повторно обследован. Я спрашивал в гендерных клиниках: «Почему вы их не отслеживаете?» — «Ну, мы же дали им то, что они хотели. Пусть живут своей жизнью». И детей тоже никто не отслеживал.
Тогда я изобрёл метод измерения результатов. В медицине это называется «outcome measure» — показатель эффективности вмешательства. Я работал в Австралии (в период своего кризиса среднего возраста) и с исследовательской группой мы разработали опросник на 15 минут, самозаполняемый. Он измеряет, насколько человек запутан в своём гендере и насколько стабилен в нём, вне зависимости от того, какой это гендер. Не измеряет «насколько вы мужчина или женщина». Можно быть «гендерквир» или ещё каким угодно. Вопрос в том, стабильны ли вы и счастливы ли. Это можно использовать как показатель эффективности любой транс-интервенции: психологии, хирургии, гормонов.
Мы изобрели «колесо», которого не существовало. Разослали его в GIDS и во все гендерные клиники: «Вот вам инструмент. Бесплатно. Не хочу денег». Ни одна не ответила. Я многократно писал главврачу Tavistock. Ни ответа. А ведь отчёт Кэс (Cass Report) критиковал их за то, что они не собирают данные. Я дал им инструмент. Но они его не хотят.
— Они и сейчас его не используют?
— Да.
В моей книге есть этот инструмент. В конце. Мы даже сделали версию для детей. Для взрослых это GPSQ — Gender Preoccupation and Stability Questionnaire (опросник о зацикленности на гендере и стабильности). Для детей и подростков — GPSQ2. В Австралии гендерные клиницисты, многие из которых мои друзья, опробовали его по всей стране. Он валиден, надёжен, опубликован. Но — они его не используют.
Это же безумие.
Ну или нет интереса использовать. Зачем им клиентов отгонять от своего бизнеса?