Эффект Да́ннинга — Крю́гера — метакогнитивное искажение у низкоквалифицированных людей: они делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но не осознают этих ошибок из-за неполноты знаний, умений и навыков[1], приходя к ложному определению пределов компетенции и завышению представлений о своих способностях — даже в незнакомых областях знаний и впервые совершаемых действиях.
Высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать оценку своих способностей и страдать от недостаточной уверенности в своих силах, считая других более компетентными. Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным (которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами). Также обладатели высокого уровня квалификации ошибочно полагают, что задачи, лёгкие для них, так же легки и для других людей (см. проклятие знания)
Эффект Даннинга — Крюгера — Википедия
Это говорит о признании данного факта как научного, доказанного.
Далее мы смотрим на очевидные факторы, которые влияют на квалификацию, опыт:
И видим очень интересный факт:
Итак - в оригинале пики компетентности-некомпетентности выглядят так:
Очень многие люди тормозят в Долине отчаяния. И в ряде случаев - просто приходят к идеям суицида, или ещё чему. Очень форумное явление...
Рассмотрим пристально:
А вот дальше попробуйте отвлечься от действительно _высокого_ уровня квалификации в Вашей специальности, специальностях! 😉
Как раз для того, чтобы не пробежать глазами строки ниже, согласиться с этим в отношение _других_ и не понять сути...
- Они склонны переоценивать собственные умения.
- Они неспособны адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других.
- Они неспособны осознавать всю глубину своей некомпетентности.
- После обучения у них появляется способность осознать уровень своей прежней некомпетентности, даже если их истинная компетентность после обучения практически не меняется.
Ну - не интересовались этим вопросом до настоящего времени, или даже просто не знали о нём.
Можно ли отнести эти характерные черты к Вам, как к _любому_ человеку в аналогичных условиях?
Когда что-то заведомо не знаешь, но интуитивно можешь что-то оценивать, представлять, воспринимать?
Я, к примеру - как медик без экономического или политического образования, без особого интереса к этим вопросам - _заведомо_ имею уровень знаний по этим направлениям ниже, на порядки (в десятки раз, если что) ниже, чем ряд форумчан, кто этим интересуется, для кого это - специальность, одна из.
Вроде логично, и даже не обидно 🙂
Мне, по крайней мере.
Итак, с этим вступлением - возражений нет?
Принципиальных 🙂
А то может быть я хм, политэкономический талант или гений, и изрекаю очень там ценные вещи, верно оцениваю свою некомпетентность как низкую, не могу оценить действительно высокий уровень компетенции других и так далее? 😉
Возражений нет?
Поехали в секс 🙂
Посмотрим на ребёнка, на _каждого_ из нас, когда мы получаем первые знания в этой области.
Я сейчас не буду касаться искажения таких знаний у ряда людей, у многих форумчан. Табу и неконтролируемые запреты - темы отдельных статей и диссертаций 🙂 В этой серии напишу, возможно.
Мы смотрим сейчас только на идеально воспитываемого ребёнка в идеальной среде, которому дали информацию согласно его возрасту, в доступной ему форме!
Будет ли он иметь после получения таких сведений - определённую картину мира, пола, сексуальности, правил поведения в обществе и прочего? Например - почему нельзя ходить голым перед лицами другого пола 🙂
На мой взгляд - будет.
Будет ли его картина мира соответствовать тому, что рассмотрено в экспериментах этих авторов, а также при уточнении их работ?
Некий аналог - ребёнок, научившийся бегло считать до ста, особенно до школы - считает себя искренне знатоком математики.
Может ли он при этом давать другим советы, основываясь на своих представлениях, с учётом того, что он понимает совсем не всё, и воспринимает родителей, знающих таблицу умножения - мошенниками 🙂
Ну нельзя так быстро сосчитать "сколько будет восемь раз сложить восемь и восемь" 🙂
С этим пока понятно, возражений нет?
Можно ли считать его действительным знатоком?
Что будет, если мы станем принимать его математические суждения и выводы например при оценке рентабельности инвестиций? Что будет, если мы будем _обязаны_ принимать его рассуждения в инвестициях лично его доли капитала, наследства или ещё чего?
Грубо - родители хотят вложиться в Майкрософт и Газпром 🙂
А ребёнок выбрал из возможностей - рекламируемый многим детям пакет акций Нестле со специальным бонусом - ежедневными тремя порциями лучшего мороженого на выбор!
Напомню - метафоры упомянутых компаний не имеют отношения к акциям реальных фирм 🙂
Это метафора.
То есть - образ, на котором можно понять...недостаточную компетенцию ребёнка 2-3-5 лет в вопросах инвестиций...
Достаточная ли его компетенция в решении ряда вопросов сексуальности?
Каких - рассмотрим в следующей статье этого цикла 🙂
Цикл по когнитивным особенностям детского возраста и значение этого для сексуальности взрослых форумчан и других людей.