Для начала я процитирую Вики:

Эффект Да́ннинга — Крю́гера — метакогнитивное искажение у низкоквалифицированных людей: они делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но не осознают этих ошибок из-за неполноты знаний, умений и навыков[1], приходя к ложному определению пределов компетенции и завышению представлений о своих способностях — даже в незнакомых областях знаний и впервые совершаемых действиях.

Высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать оценку своих способностей и страдать от недостаточной уверенности в своих силах, считая других более компетентными. Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным (которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами). Также обладатели высокого уровня квалификации ошибочно полагают, что задачи, лёгкие для них, так же легки и для других людей (см. проклятие знания)

Некий аналог этого - повышение риска ДТП в водителей в определённые периоды.
Учитывая повышенный риск ДТП в темное время суток, в Северных странах применяется процедура поэтапного получения водительского удостоверения, которая ставит целью приобретение углубленных навыков управления:
Это говорит о признании данного факта как научного, доказанного.
Далее мы смотрим на очевидные факторы, которые влияют на квалификацию, опыт:
  1. Приобретение базовых навыков,
  2. Дополнение базовых навыков навыками управления автомобилем в Полноценное водительское удостоверение выдается только после прохождения всех этапов обучения.
    сложных условиях: зимняя дорога, темное время, горная дорога
    (Норвегия),
И видим очень интересный факт:
Более детальное изучение показало, что при стаже водителя 5 лет (+2года) обнаруживается второй пик риска ДТП.
Если ДТП первого года обусловлены, преимущественно, недостатком опыта,то увеличение риска ДТП на пятом году имеет психологическую природу. К этому времени водитель приобретает устойчивые профессиональные навыки,что ведет:

  • К профессиональному автоматизму,
  • К действиям по привычной схеме,
  • К снижению внимания,
  • К недооценке серьезности возникающих нестандартных ситуаций и,
  • как следствие, неполной реализации своих возможностей при их разрешении.

Итак - в оригинале пики компетентности-некомпетентности выглядят так:

Dunning–Kruger_curve.svg.png


Очень многие люди тормозят в Долине отчаяния. И в ряде случаев - просто приходят к идеям суицида, или ещё чему. Очень форумное явление...

Рассмотрим пристально:
Для проверки выдвинутой гипотезы Крюгер и Даннинг провели серию экспериментов с участием студентов — слушателей курсов по психологии в Корнеллском университете. При этом они исходили из результатов исследований своих предшественников, которые показали, что некомпетентность во многом проистекает из незнания основ той или иной деятельности, будь то понимание прочитанного, управление автомобилем, игра в шахматы, игра в теннис и т. п.

Ими была выдвинута гипотеза, что для людей с низкой квалификацией в любом виде деятельности характерно следующее:
А вот дальше попробуйте отвлечься от действительно _высокого_ уровня квалификации в Вашей специальности, специальностях! ;)
Как раз для того, чтобы не пробежать глазами строки ниже, согласиться с этим в отношение _других_ и не понять сути...
  1. Они склонны переоценивать собственные умения.
  2. Они неспособны адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других.
  3. Они неспособны осознавать всю глубину своей некомпетентности.
  4. После обучения у них появляется способность осознать уровень своей прежней некомпетентности, даже если их истинная компетентность после обучения практически не меняется.
Итак. Представьте, что есть одна или несколько областей, в которых Вы некомпетентны.
Ну - не интересовались этим вопросом до настоящего времени, или даже просто не знали о нём.
Можно ли отнести эти характерные черты к Вам, как к _любому_ человеку в аналогичных условиях?
Когда что-то заведомо не знаешь, но интуитивно можешь что-то оценивать, представлять, воспринимать?
Я, к примеру - как медик без экономического или политического образования, без особого интереса к этим вопросам - _заведомо_ имею уровень знаний по этим направлениям ниже, на порядки (в десятки раз, если что) ниже, чем ряд форумчан, кто этим интересуется, для кого это - специальность, одна из.
Вроде логично, и даже не обидно :)
Мне, по крайней мере.

Итак, с этим вступлением - возражений нет?
Принципиальных :)
А то может быть я хм, политэкономический талант или гений, и изрекаю очень там ценные вещи, верно оцениваю свою некомпетентность как низкую, не могу оценить действительно высокий уровень компетенции других и так далее? ;)

Возражений нет?
Поехали в секс :)
Посмотрим на ребёнка, на _каждого_ из нас, когда мы получаем первые знания в этой области.
Я сейчас не буду касаться искажения таких знаний у ряда людей, у многих форумчан. Табу и неконтролируемые запреты - темы отдельных статей и диссертаций :) В этой серии напишу, возможно.
Мы смотрим сейчас только на идеально воспитываемого ребёнка в идеальной среде, которому дали информацию согласно его возрасту, в доступной ему форме!
Будет ли он иметь после получения таких сведений - определённую картину мира, пола, сексуальности, правил поведения в обществе и прочего? Например - почему нельзя ходить голым перед лицами другого пола :)

На мой взгляд - будет.
Будет ли его картина мира соответствовать тому, что рассмотрено в экспериментах этих авторов, а также при уточнении их работ?
Некий аналог - ребёнок, научившийся бегло считать до ста, особенно до школы - считает себя искренне знатоком математики.
Может ли он при этом давать другим советы, основываясь на своих представлениях, с учётом того, что он понимает совсем не всё, и воспринимает родителей, знающих таблицу умножения - мошенниками :)
Ну нельзя так быстро сосчитать "сколько будет восемь раз сложить восемь и восемь" :)

С этим пока понятно, возражений нет?
Можно ли считать его действительным знатоком?
Что будет, если мы станем принимать его математические суждения и выводы например при оценке рентабельности инвестиций? Что будет, если мы будем _обязаны_ принимать его рассуждения в инвестициях лично его доли капитала, наследства или ещё чего?
Грубо - родители хотят вложиться в Майкрософт и Газпром :)
А ребёнок выбрал из возможностей - рекламируемый многим детям пакет акций Нестле со специальным бонусом - ежедневными тремя порциями лучшего мороженого на выбор!
Напомню - метафоры упомянутых компаний не имеют отношения к акциям реальных фирм :)
Это метафора.
То есть - образ, на котором можно понять...недостаточную компетенцию ребёнка 2-3-5 лет в вопросах инвестиций...
Достаточная ли его компетенция в решении ряда вопросов сексуальности?
Каких - рассмотрим в следующей статье этого цикла :)
Цикл по когнитивным особенностям детского возраста и значение этого для сексуальности взрослых форумчан и других людей.
  • Like
Реакции: User5365281